Уведомления
Добро пожаловать на учебную платформу!
Здесь размещены материалы о тендерах и госзакупках. Чтобы получить доступ к материалам, необходимо пройти регистрацию. В каталоге курсов размещены бесплатные и платные материалы, доступные после регистрации.
Об эксперте
Здравствуйте! Меня зовут Ася Муфтахина, я бизнес-консультант и эксперт по тендерам и госзакупкам. Моя основная работа - строить и масштабировать тендерные отделы. Об образовании, опыте и кейсах можно почитать в портфолио. Здесь вы можете оставить заявку на экспресс-аудит вашего тендерного отдела, а здесь - узнать о наставничестве и консалтинге.
Главная мысль: если ваш товар попадает в нацрежим - обязательно изучите соответствующее постановление!
На затравочку история о том, что будет с теми, кто не умеет работать с нацрежимом. (Орфография и пунктуация автора) Таких историй - пруд пруди.
Неделю назад победили в одном простом тендере на поставку светильников. Как обычно, куча участников, что-то около 10, ну и максимальное дно падения. Пред этим проанализировали заказчика на заключенные контракты на те же светильники с теми же характеристиками в прошлом году, изучили прошлого победителя, посмотрели накладную и какую модель они им поставили, естественно это был Китай. Нашли поставщиков, кто ввозит в Россию эти светильники, и, собственно, победили. Второе место занял прошлый победитель, кстати.
Так вот, заказчик размещает проект контракта, где красуется цена на 15% ниже той, на которой мы остановились. При подаче заявки, смотрел, что это за преимущество такое "Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с Приказом Минфин России №126-н от 04.06.2018". В-общем, я-то думал, что если один из участников укажет "пр-во Россия", то у него как бы и козыри в руках. От его предложения -15% преимущество над остальными и соответственно он побеждает, но заключает контракт по цене своего предложения. А тут оказывается, как мне объяснил заказчик, если кто-то указал Россию, то от моего контракта откусывается 15%, что естественно ведет к убыткам. Интересный приказ.
Ну вот мы добрались до национального режима.
Это звучит скучно, но на самом деле это важно. И [если честно] действительно скучно 😁
Вообще, знание нацрежима - хорошая проверка для человека, который называет себя экспертом. Почему-то тема нацрежима у многих экспертов и спикеров оказывается на задворках программы. А потом все эти странные мифы вокруг тендеров.
Нацрежим вам больше известен под словом импортозамещение. И напрямую связан с поддержкой российского производителя.
Кому и зачем это надо? Есть отрасли, которые государство пытается поддерживать. Я так скептически говорю, потому что это реально попытка и те, кто хотят, нашли возможности обойти запреты. Но формально это работает и тем, кто связан с тендерами, надо о нацрежиме знать. Хотя бы иметь представление.
Подробно о том, как работают все постановления и приказы национального режима мы разбираемся в онлайн курсе "Тендер-менеджер" и консалтинг-курсе "Тендерный отдел".
Информацию о курсах можно посмотреть в Каталоге курсов:
Так как государство имеет возможность влиять на госзакупки, оно это и делает. Поэтому в первую очередь это касается 44фз. В 223фз тоже есть нацрежим, но очень лайтовый (пока что).
Нацрежим - это правила (запреты, ограничения или преференции), которые заказчик обязан установить к тем или иным товарам. С помощью нацрежима государство поддерживает некоторые наши производственные отрасли.
Как это работает? Когда заказчик формирует документацию, он проверяет товар по разным спискам. Например, есть приказ 126-н. В нем есть список товаров, на который он распространяется. Если товар в список попал, значит Зак должен прописать это в документации, а так же прописать, что он хочет от поставщика в заявке (декларация страны происхождения, ст-1, ИК или что-то иное). Поставщик со своей стороны, когда видит, что работает нац режим (а видит он это по документации), должен приложить то, что запросил заказчик.
Несложно, правда?
Давайте теперь разберемся.
Законодательная основа нацрежима - ст. 14 44-фз, а также постановления и приказы, в которых прописаны списки товаров и механизм действия.
Все эти постановления и приказы распределены на три группы:
- запреты. Это значит, что все заявки, в которых товар не из ЕАЭС, должны быть отклонены.
- ограничения (третий лишний). Это значит, что если есть конкуренция производителей ЕАЭС, то все остальные заявки отклоняются. Если конкуренции нет, то принимаются.
- преференции. Это то самое важное, про что я говорила в прямом эфире. Два варианта действия - в котировках -15% на этапе рассмотрения для заявки из ЕАЭС, в аукционах -15% к цене контакта для заявки не ЕАЭС. Самая рисковая и опасная для предпринимателя ситуация.
Вокруг нацрежима много всякого-любопытного. А также опасного и неприятного, если вы полезли в тендер и не очень разобрались.